Надо ли увольнять работников в кризис?

Офис закрыт. Все ушли на фронт

Вчера просмотрел поисковые фразы, по которым заходят на мой сайт и ужаснулся: 50% визитеров ищут в сети ответ на вопрос: «Как уволить работников?» и еще 25% озабочены вопросом: «Что делать, если меня собираются уволить?».

Складывается впечатление, что главный способ борьбы с бизнес-кризисами – это уничтожение собственного персонала.

В свое время я написал статью на тему увольнений. Однако речь в ней идет не о массовых сокращениях, а о том, как избавиться от конкретного нежелательного работника.
Кризис действительно удобный момент для того, чтобы выбросить балласт, накопившийся за сытые годы («… ничего лично против тебя не имею… просто ситуация такая… кризис, понимаешь…»). Но смотреть на большую часть ВАШИХ людей, как на балласт – это ошибка.

Я случайно выделил слово «ваши». Не в том смысле, что вы им что-то обязаны (у нас нет ни системы пожизненного найма, ни пожизненной преданности хозяину). Но в трудные времена вы можете использовать свой персонал так, как считаете нужным.

Конечно, вы можете просто-напросто выбросить их за ворота, но не разумнее сначала задать вопрос: «У меня числятся сто человек. Есть ли способы задействовать их таким образом, чтобы вместо убытков они приносили доход?».
Если до кризиса только часть людей в вашем бизнесе занималась непосредственным зарабатыванием денег, то почему бы не предложить всем своим сотрудникам сделать денежный вклад в сохранение бизнеса, то есть поработать на результат?

Вместо твердых окладов – пониженные зарплаты, но в качестве компенсации вести бонусы или комиссии за объем привлеченных денег, заказов, клиентов.

Аналогия, конечно, пафосная, но был такой известный плакат времен гражданской войны – надпись на двери: «Райком закрыт. Все ушли на фронт».
Отправьте на бизнес-фронт всех своих людей – от опытных бойцов до нестроевых писарей.

Топ-менеджеры, руководители отделов, управлений, департаментов – каждый начальник должен доказать, что он достоин своей должности, что умеет не только абстрактно управлять, но делать деньги. Каждому – отдельное направление и План продаж – с жесткими цифрами и сроками.

Ваши маркетологи, рекламщики, пиарщики считают себя профессионалами? Вместо прежней необременительной пальбы по рекламным площадям и бодрого освоения рекламного бюджета поставьте им жесткий денежный план привлечения заказчиков и заказов. На каждый потраченный рубль в компанию должны вернуться два-три рубля доходов. Пусть поскрежещут мозгами, понервничают, побегают ногами – вместо прежнего комфортного сидения перед мониторами и подготовки многостраничных отчетов о проделанной работе.

Бухгалтеры, экономисты, секретари, IT-шники, кадровики… одним словом, все, кто ничего не зарабатывал, но обслуживал зарабатывающих? Раздать им винтовки в виде прайсов, коммерческих предложений, буклетов, проспектов – и на фронт!

Как известно, в сферу общения каждого человека входит в среднем 50 других людей. Это значит, что десять сотрудников вашей фирмы может донести информацию о вашей работе, услугах, товарах, предложениях до пятисот потенциальных потребителей – своих знакомых, родственников, знакомых своих знакомых и т.д. Я помню, что когда по моей фирме ударило в дефолтном 1998 году, именно мои сотрудники через цепочку личных связей привели заказчиков, которые и помогли выжить бизнесу.
И заказчики, кстати, оказались не маленькими. Например, я не предполагал, что у моих людей есть родственники и знакомые, имеющие высокие связи в министерствах и ведомствах. Не предполагал, потому что не спрашивал, потому что не клюнул петух. А они молчали, потому что им не приходило в голову, что их связи и контакты – это и есть бизнес компании.

Да, ваши люди никогда этого не делали и, скорее всего, не знают, как это делать. Но несложно и недорого провести однодневный тренинг по продажам для ВСЕХ своих сотрудников. Еще проще – собрать своих людей вместе или пригласить на личный разговор и объяснить, как они могут поучаствовать в сохранении бизнеса.
Не захотят? – Вот тогда вы увольняйте их с чистой совестью.

Дайте возможность вашим людям продемонстрировать все, на что они способны, когда их загоняют в угол. В мирной обстановке да при стабильных доходах все мы орлы и орлицы. А вот когда трещит и рушится, вот тогда и можно узнать, кто на самом деле лучший в вашем бизнесе.

Откройте двери своего кабинета для всех своих сотрудников – от охранника до топ-менеджера. Чтобы не только вы и несколько ваших замов, но и все пятьдесят, сто или пятьсот сотрудников продуцировали идеи, предлагали новые способы продвижения и рекламы, ломали голову, за счет чего можно снизить расходы и поднять доходы.

А когда дым рассеется и все утихнет (а утихнет обязательно, войны и кризисы не длятся вечно), вот тогда у вас будет не просто «штат», а закаленное боевое подразделение, с которым вы быстро залечите раны и наверстаете упущенное.

Сергей Занин

Практическое руководство для владельцев бизнеса



Добавить комментарий