Нищие на работе

DCF 1.0

 

Продолжение статьи « Как просить милостыню?»

Много лет ведутся споры о том, надо ли легализовать проституцию или, скажем, разрешить публичные дома – для того, чтобы вывести эту древнейшую профессию из-под контроля криминального мира и поставить под контроль государства, а главное – заставить проституток платить налоги (а речь идет о десятках и сотнях тысяч потенциальных налогоплательщицах).

Но ничего не говорится о другом ремесле – нищенстве. Нищие заполонили наши города. Они точно так же платят дань криминалу, они так же торгуют телом, как и проститутки, только демонстрируя не прелести, а увечья – реальные или мнимые.

А ведь еще в средние века существовали уставы нищих, регламентирующие эту профессию. Во многих европейских странах деятельность калек, погорельцев, голодных, сирот была под присмотром властей, чтобы отделить «истинно болящих» от бесчисленных «пострадавших за короля» в сражениях и войнах (число людей, выдававших себя за покалеченных героев какой-нибудь известной битвы, было в десятки раз больше числа тех, кто действительно был на поле боя).

Но главный смысл регламентации заключался в том, что подаяние – это акт христианского милосердия и он отличает истинно верующего. Если же нищих, а особенно псевдонищих становится слишком много, то верующие, во-первых, были не в состоянии помочь по-настоящему нуждающимся, а во-вторых, у них вообще исчезало желание оказывать милосердие.

Вот выдержки из чрезвычайно интересной книги «Испания золотого века» Марселен Дефурно, охватывающей период XVI-XVII вв.:

«Нищие относились к юридически регламентированной категории. Право быть нищим давалось только тем, кто не мог работать (закон выделял в особую категорию тех, кто не желал работать). «Признанный» нищий должен был иметь лицензию, выдавшуюся священником по месту его рождения, которая позволяла ему взывать к милосердию людей в этой местности и в радиусе шести.

Среди них существовала привилегированная группа: слепые, у которых была монополия на исполнение речитативом или пение молитв, охранявших жертвователей.
В некоторых городах слепые объединялись в в братства, уставы которых, официально признававшиеся муниципальной властью, защищали их привилегии.
В частности, устав братства нищих Мадрида гарантировал своим членам, эксклюзивное право на продажу «газет» — рукописных листовок и альманахов.

В Сарагосе было предусмотрено, что если слепой, имевший знатных клиентов, заболевал, то «дабы благочестие его прихожан не терпело ущерба, мажордомы братства должны поручать чтение этих молитв в упомянутых домах другим братьям… и деньги, полученные за молитвы, должны были идти на лечение больного.»

Но и те далекие времена, как и сейчас, мнимые слепые, как и мнимые калеки, наводняли крупные города, надоедая у перекрестков и у церквей прохожим и прихожанам своими жалобами, мольбами и даже оскорблениями. В «Трактате о защите, которую надлежит оказывать истинно бедным, и борьбе с притворщиками», посвященном королю Филиппу III, приводятся данные о ста пятидесяти тысячах человек, которые живут в Испании на подаяние, и большая часть из них притворщики. В этом произведении перечисляются трюки, используемые мнимыми калеками и больными, чтобы «ампутировать» себе руку, обезобразить шрамами свое тело или придать трупный оттенок цвету своего лица…»

 

Сегодня на подобные крайности не идут. Обычный инструментарий профессионального нищего – инвалидная коляска и стандартно-живописный рассказ о несчастье.

Сам я давно смотрю на нищих только как на профессионалов. Но если мне, как и всем нам, приходится зарабатывать хлеб в поте лица своего, то эта братия просто протягивает руку, чтобы забрать мои деньги. И я иногда с чувством легкой зависти думаю: как было бы замечательно получить заказы, просто сев у дверей офиса потенциального заказчика и поставив перед собой шляпу побольше размером! Впрочем, я не стал бы возражать и против безналичного подаяния.

Но поскольку нам, не-нищим такой легкий заработок не светит, я не собираюсь делиться своими заработанными, а не выпрошенными деньгами с людьми, которые в лучшем случае невнятно пробормочут «молитву за здоровье клиента».

А жаль. Я был бы рад помочь действительно нуждающимся. Разные бывают ситуации в жизни, да и жизни бывают разные. Но подлинно нуждающиеся не сидят с протянутой рукой. Они ищут для своих рук работу.

Сергей Занин

Иллюстрация к теме:

Устав «Братства нищих»

 



Один комментарий на «“Нищие на работе”»

  1. Александр Васильевич:

    Стал свидетелем и зафиксировал на камеру, как МОЛОДАЯ девушка под видом старушки на центральной улице Ульяновска просила милостыню. Назвал альбом «Не верь глазам своим» http://www.odnoklassniki.ru/aleksandr.kuraev/album/432163918261
    Внешний вид, иконки в руках… и руки дающих полезли в карман за деньгами.
    Возможно, кто-то на этих фото узнал свою одноклассницу, подругу, ДОЧЬ…

Добавить комментарий

Читать далее