Подготовка Антикризисного плана

Алгоритм составления Антикризисной программы
и подготовки к потенциальным кризисам

Для PR-менеджеров

Примечание.
Этот вариант плана рассматривает в основном мероприятия, которые относятся к компетенции PR-департамента. Программа профилактики и преодоления кризисов должна быть в каждом подразделении, работа же PR-сотрудников заключается не в реанимации зависшей базы или устранении проблем с перебоями электроэнергии, а в оперативной нейтрализации негативной реакции клиентов.


1. Изучить основные Группы (карту) рисков.


2. Составить список наиболее вероятных угроз и негативных событий для вашей компании.
Например:

  • Увеличение негативных сообщений на форумах (информация о плохом обслуживании, финансовых трудностях, организационных проблемах, неблагополучной климате в коллективе, потере ликвидности…).
  • Технологические сбои, отказ оборудования и др.
  • Судебные иски любого характера.
  • Сообщения в СМИ, содержащее негатив о компании (о любой стороне его деятельности, клиентах, персонале, собственниках, менеджменте) – как объективные, так и являющиеся частью спланированной «очернительной» кампании.
  • Смена акционеров, владельцев.
  • Информация о продаже компании.
  • Увольнения топ-менеджеров (обычно это вызывает нежелательные обсуждения в СМИ, среди акционеров, партнеров и клиентов – «в компании не все хорошо», «менеджер увел за собой крупных клиентов» и т.п.).
  • Скандалы, связанные с крупными клиентами, владельцами, сотрудниками, включая топ-менеджеров.
  • Неплановая проверка налоговой инспекции.
  • Попытка рейдерского захвата.
  • Визиты силовых органов, допросы сотрудников, выемки документов, жестких дисков и т.п.
  • Письмо ЦБ, Госфинмониторинга, Агентства по ценным бумагам и пр. с указанием претензий.
  • Проверки регулирующих органов.
  • Ограничение лицензии (для банка).
  • Отзыв лицензии (для банка).
  • Введение временной администрации.

3. Создать специальный отдел или Антикризисную команду (штаб) из представителей всех департаментов. Назначение руководителя. Им должен быть один из топ-менеджеров, но не руководитель компании, который и во время кризиса будет заниматься рутинным управлением.
Возможные члены Антикризисного штаба:

  • Представитель акционеров (если они принимают активное участие в работе компании).
  • Топ-менеджер.
  • Руководитель PR-департамента.
  • Руководители HR и маркетинга, управления по работе с клиентами, службы безопасности, риск-менеджер.
  • Руководитель юридического отдела.
  • Руководители казначейства (для банка) и департамента, курирующего филиалы и представительства.

4. Получить информацию о наличии антикризисных планов в отделах компании. Определить «болевые точки» и методы предполагаемой защиты и профилактики (например, с помощью SWOT-анализа).
Понять степень готовности и алгоритм действий подразделений компании при наступлении кризиса, а также выяснить, проводятся ли профилактические мероприятия.


5. Разработать предварительные сценарии (хотя бы краткие) PR-реагирования на потенциальные кризисы.
Например:
Изменение состава Совета директоров (в зависимости от внешней интерпретации это событие тоже может стать кризисом).


Мероприятия:

1. После получении информации об изменении составить и распространить пресс-релиз, в котором аргументировано изложить причины замены (если это замена, а не расширение). Подчеркнуть, что новые члены Совета являются профессионалами, объяснить, чем именно им предстоит заниматься и какая польза ожидается от их участия в работе банка.

2. Дать биографии новых членов Совета директоров.

3. Иметь наготове ответы на вопросы типа: «Означает ли это, что предыдущие члены Совета были некомпетентными?», «Идет ли речь о смене собственников?» и т.п.

4. Брифинг с участием новых членов Совета директоров и топ-менеджеров банка.

Примечание:
Как правило, в каждой компании есть уязвимые места, которые невозможно устранить в приемлемые сроки. Иногда такая уязвимость – вынужденная, поскольку является способом ведения бизнеса, например, использование различных «схем». Исходя из того, что рано или поздно это вызовет соответствующую реакцию надзорных органов, PR-отдел должен в первую очередь подготовить сценарии для подобных «гарантированных кризисов». Хотите вывести свое производство на новый уровень – ручной сканер штрих кода поможет в этом.


6. Подготовить список необходимых материалов, в том числе для СМИ:

    • Годовой отчет
    • Шаблон пресс-релиза и информация о компании: история, достижения, награды, основные финансовые показатели, список солидных клиентов, партнеров, рейтинги и пр.
    • Отчет о социальных инвестициях: благотворительность, спонсорство, поддержка культуры, спорта, государственных программ, медицинских учреждений и т.д.
    • Дополнительно: список всех «плюсов» компании – от наличия новейшего софта и оборудования до большого числа филиалов и представительств.
    • Сведения об акционерах и топ-менеджерах.

7. Составить список дружественных СМИ и журналистов.
Примечание: на полную лояльность журналистов рассчитывать нельзя, ведь странно будет выглядеть молчащее СМИ, если все остальные кричат о кризисе.


8. Наладить отношения с руководителями национальных, международных и региональных профессиональных объединений.


9. Получить информацию (от руководства компании) о представителях власти, которые могут поддержать компанию в кризисной ситуации – парламент, правительство, администрация президента, региональные и надзорные органы власти и т.д.

 

 

 



Добавить комментарий