Тиран

«Не в том ли и состоит главная обязанность начальника, чтобы внушать подвластным страх и трепет? Достичь же этого проще всего сечением их всех подряд и без разбора, но непременно сопровождая кару приличествующими назиданиями, без чего она не может возыметь должных благопоследствий. Что же касается действительной вины секомого, то подобные сомнения вовсе не должны иметь доступа в разум начальника, ибо если даже секомый и не виноват в том деле, за которое наказуется, то уж обязательно виноват в каком-нибудь другом деле!».
В. Соловьев. «Очарованный принц».

 

Исторические примеры: Нерон. Петр Первый. Генрих Восьмой. Мао Цзе-Дун. Николай I. Сталин.

Многие крупные хозяева в начале своего пути были демократичны и доступны. Они – первый среди равных, равные – соратники, друзья, единомышленники. Но все это преходяще.
Александр Македонский тоже был доступен – пока не стал властителем огромной империи. А когда стал, начал вести себя, как обычный восточный деспот, отодвинув независимых в общении друзей-гетайров и окружив себя людьми, которые умели только повиноваться.

Это естественная эволюция. Прежние вольные отношения равных начинают вредить делу. Гетайры, друзья царя, входящие без доклада, обращающиеся на «ты», снижают авторитет хозяина, особенно в глазах новых работников, которые тоже начинают видеть в нем такого же человека, как они сами.

К тому же люди, считающие себя равными хозяину, вступают с ним в споры, пылко отстаивают свою правоту, тогда как владелец успешного бизнеса убежден, что все, что сделано в компании, – это результат его собственных решений. И если все работает и движется, значит, эти решения были правильными.
И постепенно общение с любыми подчинененными выстраивается по другой схеме: «Я говорю – вы соглашаетесь. Я приказываю – вы выполняете».

Иногда эта схема доводится до абсолюта, то есть хозяин становится Абсолютным Хозяином или тираном.
Совещания превращаются в вещания, обсуждения – в монологи. На одну похвалу приходится десять выговоров и выволочек. Работник, ушедший домой раньше хозяина, совершает преступное деяние. Даже если он выполнил все, что надо было выполнить, даже если он покинул рабочее место на час позже установленного времени.
Все работники должны быть всегда под рукой и появляться по первому зову. Днем и ночью. На всякий случай.

Подданных-подчиненных он воспринимает как ленивых рабов. Доверяет только ближайшему окружению. За близость к телу вождя идет грызня. Лесть, войны, интриги, подковерные драки, доносы, внезапные проверки, карательные меры – такая вот корпоративная культура а-ля XVI век.
И. Лукьянова.

 

Стиль управления сводится к одному-единственному постулату: «Потому что я так хочу!». Для Ивана Грозного и Петра бояре и генералы были такими же рабами, как и крестьяне. У бизнес-тиранов все рядовые, включая топ-менеджеров.
Тиран относится к работником в буквальном смысле, как к орудиям труда. Причем их одушевленность во внимание практически не принимается.
Такой стиль управления удобен. Он позволяет использовать инструменты независимо от их специализации. Например, забивать микроскопом гвозди, если хочется и если под рукой не оказалось молотка.
Сотрудник, закончив тяжелую работу, реализовав сложный проект, облегченно вздыхает: он не будет наказан. Солдаты на войне получают награды сразу после выполнения опасного задания. В тиранической структуре работник должен долго стараться, прежде чем на его усердие обратят внимание.

Разновидности:

Классический тиран: «Даю три дня, а иначе!..».

Добряк: всегда благорасположен к работникам, потому что репрессивно-карательные функции он делегировал заместителям.

Коварный монарх, который может выглядеть либералом и душкой. Это самый опасный тип. В общении с ними приходится быть предельно внимательным и ни в коем случае нельзя принимать за чистую монету его ласковое обращение. Сотрудник может ошибочно посчитать такого хозяина почти другом, но обнаружит однажды, что перед ним лишь злопамятный враг, который отмечает все промахи и неосторожные слова.

 

«Его величество сегодня не в духе»

Для подчиненных общение с тираническими руководителями – мучение и искусство одновременно. Это капризные, непредсказуемые, предельно эгоцентричные люди, полагающие себя Солнцем, вокруг которого кружится все остальное и все остальные; это люди, окруженные фаворитами, которые по совместительству выполняют роль мальчиков для битья.

С тиранами нельзя просто поговорить, просто изложить аргументы, просто поспорить. Подчиненным необходимо прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы быть допущенным к хозяину. Если сотрудник хочет получить согласие на свой проект, он должен «найти подход», «улучить минуту», «поймать настроение», должен провести разговор так, чтобы хозяин решил, что это его собственная мысль, а не навязанная извне; а ко всему прочему должен терпеливо выслушивать разглагольствования на любые темы, которые приходят хозяину в голову.

Часто это напоминает общение нормальных людей с ненормальными. И нормальные люди – не только ради сохранения своего места, но и ради дела, то есть ради бизнеса сидящего перед ними человека – вынуждены унижаться, смиренно выслушивать глупости и оскорбления.

 

Злой и добрый

Слуги любят ненавистных хозяев гораздо больше, чем кажется.
Сергей Довлатов

 

В университете у нас была военная кафедра. Один раз в неделю мы надевали форму и с восьми утра до шести вечера превращались из вольных студентов в армейских курсантов, чтобы через пять лет могли при необходимости отправиться на службу в чине лейтенанта.

Куратором нашей группы был подполковник Беседов. Он отличался отменно вредным характером. Был злым, придирчивым, желчным, мстительным… – одним словом, нам очень не повезло с куратором.
Но случались дни, когда подполковника словно подменяли. Он шутил, смеялся, с удовольствием поддерживал разговоры, не относящиеся к военно-политической подготовке. И я помню, как мы потом радостно говорили между собой: «Смотрите, ведь он совсем неплохой человек!».

Возьмем обратную ситуацию. Добрый, отзывчивый человек однажды впадает в раздраженное состояние, грубит, ведет себя отчужденно. И окружающие качают головами: «Человек-то он, в сущности, гадкий. И все его доброта – сплошное лицемерие!».

Впоследствии я много раз убеждался в верности этого наблюдения. К постоянным благодеяниям привыкают и принимают их как должное. Снижение числа благодеяний воспринимается в штыки. Если лошадь привыкла получать кусок сахара после каждого выполненного приема вольтижировки, то отсутствие сахара – с лошадиной точки зрения – несправедливость.
Если каждый день вы ведете себя интеллигентно, а раз в месяц кричите на подчиненных (даже если они этого действительно заслужили), то вы вряд ли заработаете репутацию доброго начальника.

И наоборот. Если 364 дня в году вы выглядите законченным негодяем, а на один день становитесь доброжелательным человеком, то это производит чрезвычайно сильное впечатление. Редкие случаи хорошего настроения, скупые похвалы вызывают у подчиненных такие приливы любви и преданности, на которые не может рассчитывать «добрый руководитель».

 

Процесс – ничто. Результат – все.

Как и везде, тот, кто ведет других за собой с помощью увещеваний и убеждения, по определению добивается большего успеха, чем тот, кто запугивает и давит, гонит всех остальных по своему пути.
Г. Гринуэй

 

А вот два других примера:

«Руководитель сети не церемонился ни с топ-менеджерами, ни с рядовыми работниками. Он приезжал в магазины и, замечая нарушения, повышал на сотрудников голос, давал предельно жесткие сроки. Эффект действительно оказывался положительным: все начинали очень интенсивно работать. После такого «ускорения» люди работали днем и ночью, и через два дня магазин открывался.
Один из работников потом признался: «Мне было неприятно такое отношение, но одно я знаю точно: если бы в организацию, где я работаю сейчас, пришел мой прежний руководитель, мы бы продавали в пять раз больше».

«Директор по продажам крупной компании сразу же после своего прихода к власти уволил под разными предлогами практически всех региональных директоров. На их место он поставил своих, преданных ему людей. Годовые показатели по продажам не понизились. Вопреки ожиданиям многих из дирекций ушло не так много рядовых сотрудников. Но приказы стали исполняться быстро и без обсуждений».

 

Да, работники вовсе не разбегаются из компаний, которыми управляют тираны, терроризирующие свой персонал. Не так-то просто взять и уволиться, хлопнуть дверью, да еще и сказать напоследок, что думаешь. Люди боятся менять плохое, но известное, на лучшее, но непонятное – да и будет ли это новое лучше старого? Пусть хозяин недобрый, но он каждый месяц выплачивает жалованье.
А когда жалованье высокое, компания успешная и есть перспективы для карьеры, то почему бы не закрыть глаза на неприятные черты хозяина и не научиться жить рядом с ним? Ведь возможная альтернатива – работа в фирме, где хозяин – обаятельный человек, не выплачивающий зарплату вовремя.

Нецелесообразно рассматривать владельца бизнеса лишь с позиции: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Для него самого имеет значение только факт успеха, а не оценка окружающими методов достижения успеха. Действия Чингизхана, Тимура и Наполеона были исключительно успешны, хотя и не вызывали радости у покоренных народов.

Люди любят удачливых вождей, даже это тираны. Если точнее: успешные вожди почти всегда были тиранами.
Высоконравственный неудачник вызывает презрение или жалость. Моральные соображения и конечный результат никак не связаны, если только вы не поставили перед собой цель сделать карьеру святого.

Можно, конечно, говорить о необходимости хорошего климата в коллективе, но многими компаниями-победителями управляют именно тираны, терроризирующие свой персонал. Возможно, когда-нибудь это отрицательно скажется на эффективности бизнеса, но в любом случае – не сразу.
Поэтому заботьтесь о результатах вашего бизнеса и о размере зарплаты. Все остальное – вторично. Если вы душевно относитесь к своим сотрудникам, но при этом не в состоянии раскрутить дело, поднять доходы и, соответственно, зарплаты, то они скоро уйдут от вас к не такому доброму предпринимателю, но зато более успешному.

Примечание.

Если вы тиран и при этом не платите денег, которые позволяют терпеть вашу тяжелую натуру, то от вас они уйдут еще быстрее.

Сергей Занин



Добавить комментарий