Традиции и символы Черно-Белого Клуба

Начало здесь

«Черно-Белый Клуб» имеет многовековую историю. Его символы, традиции, ритуалы неоднократно менялись. А поскольку отделения Клуба были разбросаны по всему свету, его члены обычно использовали символику, традиционную для своей страны и народа.

К примеру, в Китае считался траурным и «мрачным» не черный, а белый цвет; пятница, которую европейцы называли неудачным днем недели, почиталась как праздник на мусульманском Востоке, то же самое относилось к «чертовой дюжине» (числа «11» и «13») и к десяткам других суеверий, примет и верований.

Перечислю наиболее распространенные знаки принадлежности к Клубу.

В домах, в вещах и одежде, принадлежащим членам Клуба обязательно должны были присутствовать черные и белые цвета. Членам Клуба когда-то запрещалось приходить в клуб иначе, чем в черных камзолах, фраках, сюртуках или смокингах, разумеется, в сочетании с белыми кружевами, чулками и рубашками.
Считалось хорошим тоном иметь черно-белые зонты, галстуки, несессеры, пепельницы, табакерки, письменные приборы, вазы из оникса. Впрочем, здесь многое диктовала мода. Например, в XVIII веке традиционных семь белых слоников «на счастье» сменили расставленные по ранжиру семь зебр.

А у членов восточных клубов были популярны изображения белого, точнее, черно-белого тигра.

альтернативный текст

Члены Клуба носили черно-белые четки, пряжки с черно-белыми эмалевыми вставками, серебряные или платиновые перстни с черным камнем – обсидианом, черным жемчугом, черным бриллиантом. Если член Клуба оказывался в чужом городе или стране, то он мог узнать собратьев по этим знакам.

Популярностью пользовались небольшие мешочки, наполненные в равной пропорции черными и белыми камнями. Многие члены Клуба начинали свое утро с того, что опускали руку в мешочек и вслепую вынимали четное количество камней. Если черных было больше, то это воспринималось как предупреждение: «Сегодня надо быть осторожнее». Если больше было белых, то наступающий день ожидался благоприятным.

И у всех без исключения членов Клуба в кармане или в кошельке лежала мелкая монета – что-то вроде эмблемы Черного дня, в который сегодняшняя «мелочь» может спасти от голода.

Другие символы

Эмблема Клуба (один из сохранившихся вариантов)

альтернативный текст

Буквы A и N на щите означают Albus (белый) и Niger (черный).
Сфинкс – символ человеческих проблем. Мы не сможем ответить на трудные вопросы, которые задает нам жизнь, пока не найдем смысл собственного существования.
Дубовые листья – знак доблести, поскольку мужество и стойкость требуются не только воинам, но всем, кто преодолевает бесчисленные преграды на пути к успеху.

 

Колесо судьбы (оно же Колесо фортуны или Колесо жизни).

альтернативный текст

 


Фортуна
(она же богиня счастья, она же греческая богиня Тихе).

альтернативный текст

Обознчала переменчивое человеческое счастье. Часто ее изображали с флюгером-рулем и рогом изобилия в руке, стоящей на шаре или Колесе жизни, с парусом или крыльями, гонимой туда-сюда переменчивым ветром удачи.

 


Бог ветра

В Японии, Китае и средневековой Европе ветер символизировал переменчивость жизни, хрупкость наших планов перед внезапными порывами судьбы.

альтернативный текст

 


Птица Феникс

Один из самых главных и древних символов Клуба. Человек, который не предается пустому отчаянию и не опускает руки, непременно возродит свое величие, в какое бы ничтожество он не был сброшен.

альтернативный текст

 


Маятник

альтернативный текст

 

 

Корабль в бурном море

альтернативный текст

Непременный сюжет картин и гравюр, украшавших стены Клуба.

 


Узник

альтернативный текст

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся» – в том или ином виде эта поговорка встречается во всех странах. Для членов Клуба это были не просто слова, а горькая реальность, поскольку в их числе было немало тех, кто побывал в долговой тюрьме или под судом.

 


Шахматная доска

альтернативный текст

Из старинных правил Клуба: «Если вы оказались на черной клетке, то единственный выход – не стоять на месте, а идти вперед, пусть даже наугад: рано или поздно вы все равно выйдете на светлое поле».

 


Нищета и богатство

На стенах Клуба в обязательном порядке соседствовали изображения столов, ломящихся от еды, и скудной трапезы бедняка, голодных оборванцев и роскошно одетых людей, напоминая неудачникам и счастливцам о том, что никто не знает, что его ждет завтра: нежданное богатство или такое же неожиданное падение на дно жизни.

альтернативный текстальтернативный текст

Популярное клубное развлечение, особенно в Англии, – в обличье нищего просить милостыню на улице. Заключались пари: кому удастся собрать больше подаяний. Надо заметить, что суммы пари многократно превосходили размер собираемой милостыни.

Чтобы поддержать игру (строго говоря, далекую от истинной благотворительности), члены Клуба проявляли неизменную щедрость ко всем попрошайкам, поскольку была вероятность, что перед ними может оказаться загримированный собрат. Все собранные таким образом деньги передавались в казну Клуба.

альтернативный текст

Эль-Греко. Святой Мартин и нищий.

Один раз в год в день святого Мартина (11 ноября) устраивался маскарад.
Члены Клуба надевали живописные обноски (иногда позаимствованные у собственных слуг). Самым популярным костюмом было одеяние халифа Гаруна аль-Рашида – сверху лохмотья, а под ними великолепный парчовый халат.

 


Виски «Black & White»

альтернативный текст

Впервые было произведено в 1884 году Джеймсом Бучененом по специальному заказу эдинбургского отделения Клуба.

 


Черно-белые футбольные цвета

В середине позапрошлого века член лондонского Клуба Эдвард Тринг, разработавший современные правила иглы в футбол («Кембриджские правила»), предложил ввести полосатую униформу для клуба, которому он покровительствовал. В качестве аргумента он привел следующее суждение: «Спорт ничем не отличается от жизни: победы следуют за поражениями, и наоборот».
Такая форма оказалась и более практичной (меньше пачкалась), чем одежда других цветов.

альтернативный текст

Но современники утверждали, что на самом деле с помощью одежды, подозрительно напоминавшей тюремную робу, Тринг решил поиздеваться над тогдашними противниками футбола, убежденными, что это игра хулиганствующих простолюдинов, которым место за решеткой.

Сергей Занин



Добавить комментарий

Читать далее