Фавориты и Приближенные

Типы сотрудников

Временщик (истор.) — лицо, достигшее власти и высокого положения в государстве и пользующееся неограниченным влиянием на государственные дела благодаря личной близости к царю или царице. В таком значении слова временщик и фаворит синонимы.
(Из энциклопедии).

 

Причины фавора:

1. Реальная полезность, высокие профессиональные и деловые качества.
Исторические примеры: Сенека, Сперанский, Меншиков, Аракчеев.

2. Влияние сильной личности или интимные отношения.
Распутин, мадам де Ментенон, миньоны Генриха III.
Те, кто не ограничивался постелью: Эрнст Бирон (регент и фаворит императрицы Анны Иоанновны), Мануэль Годой (первый министр Испании и фаворит королевы), князь Григорий Потемкин (фаворит Екатерины Второй).

3. Душевное расположение.
Ну просто нравится человек, как может необъяснимо нравиться женщина, которую все окружающие считают некрасивой, глупой и и вздорной.

Чаще всего любимцам и любимицам Хозяина не нужно доказывать, что они самые лучшие, самые умелые, самые профессиональные. Или им автоматически приписываются чужие достижения, или вопрос о практических результатах их работы вообще не встает.

Конечно, отношения, основанные на эмоциях, не могут быть долговечными. Некоторые из фаворитов осознают, что рано или поздно они лишатся расположения Хозяина. Партнерами, то есть со-Хозяевами они не станут, женами и мужьями тоже вряд ли, поэтому надо спешить воспользоваться своим временным преимуществом и получить максимум прилагающихся бонусов.

Многие фавориты, будучи вторыми и третьими лицами, в отсутствии первых ведут себя, как первые. Они могут неуважительно обращаться с равными и высшими по должности и совсем бесцеремонно – с нижестоящими.

Опасность для Хозяина заключается в том, что фавориты так или иначе ломают субординацию, разрушают традиционную вертикаль власти, вторгаются на территорию сюзерена, судят и принимают решения за него и вместо него.
Люди начинают думать, что фавориты получили карт-бланш от Хозяина и все плохое делается с его соизволения. Часть работников, особенно самых ценных, может счесть себя оскорбленной и даже уволиться.

Двух Хозяев быть не может, поэтому зарвавшихся временщиков следует выбросить «из князи обратно в грязи». Это сразу оздоравливает обстановку в компании, все снова понимают, кто здесь хозяин и что никому не гарантировано безоблачное будущее.

Что бы не думал фаворит о своем положении, дружеские и прочные отношения могут быть только между равными. К тому же фамильярность имеет обратную сторону. Мы ведь обычно бьем ближних, а не дальних. Сегодня ласка и похлопывание по плечу, завтра – унизительный разнос за какую-нибудь провинность.
Когда я заходил в приемную и слышал громкую ругань Хозяина, я сразу понимал, что в кабинете один из его любимчиков-приятелей. К счастью, я в их число не входил, поэтому в отношении меня, равно как и других сотрудников-нефаворитов, Хозяин вел себя вполне корректно.

Разновидности:

 

Новые сотрудники

- Он молодец!
- А у вас кто новенький, тот и молодец.
(Ученик Охотника из пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо»).

 

Когда просишь прибавить зарплату – не прибавляют. Увольняешься – начинают искать замену. Кандидаты хотят в полтора раза больше. Так вот, сказали бы, что заплатят в полтора раза больше, лишь бы не увольнялся. Нет, предпочитают взять нового человека, который по всем статьям хуже, а старым сотрудникам все равно не прибавляют.
(Из письма).

 

Люди подобны вещам: новые радуют глаз, старые привычны, не замечаются и не ценятся. Многие руководители уделяют свое внимание в первую очередь свежим работникам, ждут от них замечательных свершений и блестящих идей.
Однако, как писал Монтень, человеку сильнее всего вредят возлагаемые на него надежды. Чем больше надежд и ожиданий, тем скорее приходят разочарование и охлаждение.

Но даже если новый работник оправдает ожидания, он все равно обречен слиться с общей массой персонала, стать «своим» и «привычным» (понятно, что я говорю не обо всех новых сотрудниках, а только о тех, кто на виду у Хозяина).

По моим личным наблюдениям, переход от «многообещающего новичка» до «своего» занимает в среднем полгода, максимум год. За это время сотруднику надо успеть воспользоваться всеми преимуществами своего положения, подняться хотя бы на одну карьерную ступеньку вверх и перейти в категорию Приближенных.

 

Самопровозглашенные фавориты

К ним относятся те, кто был с Хозяином «в начале славных дел» и считающие себя «отцами-основателями» компании. Нередко это люди с выраженной манией величия. По поводу и без повода говорят любому, кто готов их слушать, а также тем, кто слышал эти речи бессчетное количество раз: «Если бы не я… Компания существует только благодаря мне… Все, что здесь есть – это я (контракты, клиенты, связи)…».

Принятые на работу друзья и приятели Хозяина.
Считают своим долгом вмешиваться во все дела и высказывать свое мнение по всем вопросам, особенно по тем, которые не входят в их компетенцию.
Они столько же свободны и в общении с Хозяином. Они откровенно и без опаски говорят ему, что думают. Но очень скоро Хозяину надоедает слушать то, что они думают. Не обязательно потому, что они неправы. Ему вообще надоедает слушать. Он предпочитает говорить сам.

В любом случае начальный и хаотический период когда-то закачивается, партизанская вольница постепенно превращается в армию. Когда-то либерального Хозяина сегодня уже раздражают личности, которые самонадеянно полагают, что могут ходить вне строя и давать ему советы, когда он об этом не просит. По мере развития иерархии таких людей устраняют, не обращая внимания на их сопротивление и упреки в страшной несправедливости.

 

Постоянные приближенные

Топ-менеджеры. Сановники. Визири. Министры.

Их высокий статус определяется должностью и кругом полномочий, а не благорасположением Хозяина. Нередко Хозяевам не нравятся какие-то менеджеры, но их полезность для организации или для бизнеса настолько велика, что Хозяину приходится скрывать свою неприязнь.

Обязателен ряд формальных или неформальных привилегий, например, служебные автомашины, закрепленные места для парковки и места за ВИП-столами в служебной столовой и на корпоративных вечеринках, свободное время прихода и ухода с работы, вход без доклада, возможность спорить с Хозяином (конечно, в пределах разумной лояльности).
В глазах рядовых работников они – почти Хозяева, особенно в отсутствии Хозяина.

Когда они компетентны или кажутся компетентными, то у Хозяина может возникнуть мысль делегировать им свои полномочия – чтобы избавить себя от тягот ежедневной управленческой рутины.
Если Хозяин поддается этому соблазну, то рискует через некоторое время потерять реальное управление. Он перестанет понимать, что происходит в его структуре, превращается в зиц-председателя и подписанта решений «ближнего боярина». Сотрудники перестают воспринимать Хозяина как Хозяина, остаются лишь внешние знаки почтительности,

Пример из дореволюционного российского прошлого: живущие в городе помещики годами не посещали свои деревенские вотчины и целиком зависели от доброй воли управляющих их поместьями.

Сергей Занин



Добавить комментарий

Читать далее